Питание в ДОУ и дома.

«Питание в детском саду и дома»
Как известно, у большинства дошкольников 2 дома: первый дом - детский сад, где они
завтракают, обедают, полдничают, иногда ужинают, и второй дом – родительский,
где только ужинают.
Некоторые родители считают, что в детском саду кормят недостаточно и стараются
устроить дома ужин поплотнее, в то время, как он должен составлять 20% от суточной
энергетической ценности. Следовательно, очень важно поддерживать правильный
режим, т.е. домашнее питание должно дополнять рацион детского сада. Поэтому в
группах вывешивается меню на день, и ребенку вечером нужно давать продукты,
которые он не получал днем.
Некоторые родители хотят побаловать ребенка в выходные и особенно в
праздничные дни, закармливают его сладостями и деликатесами, что вызывает иногда
расстройства.
В раннем возрасте закладывается фундамент здоровья в будущем, формируются
типологические особенности обмена веществ, происходит становление пищевого
стереотипа. В дошкольном возрасте продолжаются интенсивные процессы роста и
развития ребенка, совершенствуется деятельность различных органов, прежде всего
пищеварения.
Ребенок вырастает на 8-10 см в год, а к 6 - 7 годам масса его тела приблизительно
вдвое превышает массу годовалого ребенка. Дети много бегают, прыгают, что
сопровождается большими затратами энергии. Такое интенсивное развитие требует
большого поступления пластического материала, в первую очередь, белков, витаминов,
минеральных веществ, а также богатых энергоносителями жиров и углеводов.
Белок, содержащийся в молоке, мясе, рыбе, твороге, яйцах, бобовых растениях,
злаках, картофеле, капусте и т.д., служит строительным материалом и участвует в росте
детей, он способствует выработке иммунитета к различным заболеваниям.
Жиры, поступая с пищей в организм, являются источником тепловой энергии.
Кроме того, жировые отложения вокруг органов способствуют, как бы, механической
защите их от сотрясения и травм. Жиры содержатся в молоке, сливочном масле и других
молочных продуктах, мясе, рыбе, рыбьем жире, в ряде растений (подсолнечнике, орехах
и т.п.)
Углеводы являются основным материалом для выработки тепловой энергии:
потребность в них особенно вырастает при физической деятельности. Углеводы
содержатся в сахаре, хлебе, крупах, овощах.
Правильно организованное питание, обеспечивающее организм всеми необходимыми
веществами, (белками, жирами, витаминами и минеральными веществами, энергией)
является необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного
возраста.
В то же время, правильно организованное питание способствует повышению
устойчивости организма к действию инфекций и других неблагоприятных внешних
факторов.
Основными принципами организации рационального питания детей
является: обеспечение достаточного поступления всех пищевых веществ, необходимых

для нормального роста и развития детей, соблюдение определенного режима питания, а
также выполнение установленных правил технологии приготовления блюд,
обеспечивающих максимальное сохранение пищевой ценности продуктов, а также
максимальное разнообразие рациона.
Промежутки между приемами пищи должны составлять 3,5-4 часа – это время, в
течение которого обычно завершается процесс пищеварения. В питании детей должна
использоваться только свежеприготовленная пища. Запрещено смешивать ее с остатками
блюд, изготовленных, а тем более накануне.
В целях сохранения пищевой ценности продуктов, блюда надо готовить
непосредственно перед их употреблением.
Ежедневно необходимо использовать всю суточную норму молока, сливочного
масла, сахара, хлеба, мяса. В то же время, рыбу, яйца, сыр, творог, сметану можно давать
через 2-3 дня, суммируя их количество за прошедшие дни.
При составлении меню следует, в первую очередь, позаботиться о достаточном
содержании в нем белкового компонента - главного строительного материала для
растущего детского организма. Жировой компонент меню должен состоять в основном
из жиров животного происхождения, лучше всего в виде сливочного масла, сметаны.
Животные жиры (говяжий, бараний, свиной) детям лучше не давать: они ими плохо
перевариваются и усваиваются.
Важный элемент рационального питания - это распределение объема дневной
потребности в пище между отдельными приемами.
Так, завтрак детей должен обеспечивать 25%, обед - 35-40%, полдник - 15%,у жин 20-25% от суточной потребности в пищевых веществах и энергии.
На завтрак, как и на ужин, детям дают различные молочные каши, желательно с
овощами или фруктами, овощные блюда, запеканки и котлеты из круп или овощей,
блюда из творога, отварную рыбу, яичные блюда, бутерброд с сыром. 1-2 раза в неделю
дети могут получать сосиски или сардельки, вымоченную сельдь. Из напитков на завтрак
обычно дают какао, злаковый кофейный напиток, чай с молоком, молоко; на ужин –
молоко, кефир, йогурт, чай с молоком, чай с лимоном.
Порционно для нашей страны, обед включает: закуску, первое, второе и третье
блюдо. В нашем детском саду - это, в осеннее - зимний период - отварные овощи: в
весеннее - летний период - свежие овощи.
Ассортимент первых блюд в ДОУ весьма широк и включать: лапша - домашняя,
щи со свежей капустой и сметаной, борщ с фасолью, разные виды супов, супы
вегетарианские.
Однако, в соответствии с современными принципами рационального питания, супы на
мясных бульонах целесообразно включать в рацион не чаще 2-3 раз в неделю, а в другие
дни использовать вегетарианские и молочные супы.
Вторые блюда могут быть из мяса или рыбы в виде котлет, биточков, гуляше,
тушеном виде и прочее.
Гарнир можно приготовить из картофеля, овощей, а также из круп и макаронных
изделий. Мясо лучше усваивается с овощами. Если суп с крупой, то на второе блюдо овощи. Овощи желательно вводить в рацион ежедневно в виде салатов. Овощные салаты,

заправленные растительным маслом, даются в небольших количествах. (До 3х лет – 1-2
ст. ложки, дошкольникам 2-4 ст. ложки).
В качестве третьего блюда на обед рекомендуется: компот, кисель из свежих или
сухих фруктов, плодоовощные соки.
Полдник обычно состоит из двух блюд – молочного продукта и выпечки или
кондитерских изделий (печенье, сухари, вафли).
Желательно включать на полдник различные свежие фрукты или ягоды.
При правильно составленном меню с овощами, фруктами, молочными продуктами,
яйцами, мясом, рыбой, ребенок получает в достаточном количестве Б, Ж, У, К.
Б -Ж-У - К
От 1 до 3 лет – 53 – 53 – 212 – 1533
От 4 до 6 лет – 68 – 68 – 272 – 1811
1:1:4
Вкусовые ощущения и привычки зарождаются у человека в раннем возрасте. От
того, насколько он привыкнет к той или иной пище, будет в дальнейшем зависеть
характер его питания. Это важно знать родителям.
Дают детям жевательную резинку вместо лакомства или для развлечения, таким
образом, это может привести к выделению желудочного сока, повреждению слизистой
кислым желудочным соком, а отсюда - прямой путь к эрозии, язве желудка. А также
избыток сахара и кондитерских изделий – это всегда лишние калории, они повышают
риск развития нарушений жирового и углеводного обмена.
Итак, рациональное питание – это соответствие количества и качества пищи
потребности организма.
1. Достаточность – т.е. полное покрытие потребности детского организма в основных
пищевых веществах и энергии.
2. Сбалансированность – т.е. все пищевые вещества рациона находятся в
определенном соотношении друг с другом.
3. Максимальное разнообразие рациона.
4. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд,
обеспечивающая сохранность исходной пищевой ценности.
5. Четырехразовое питание – режим питания должен соблюдаться.
6. Учет индивидуальных особенностей (в том числе непереносимость отдельных
продуктов и блюд).
Правила питания
1. Не ешьте на ночь!
2. Научитесь кушать медленно.
3. Не пейте воду во время еды.
4. Сократите употребление соли.
5. Употребляйте больше фруктов и овощей.
6. Пейте кисломолочные продукты, они способны затормозить преждевременное
увядание организма.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».