«Питание в детском саду и дома»
Как известно, у большинства дошкольников 2 дома: первый дом - детский сад, где они
завтракают, обедают, полдничают, иногда ужинают, и второй дом – родительский,
где только ужинают.
Некоторые родители считают, что в детском саду кормят недостаточно и стараются
устроить дома ужин поплотнее, в то время, как он должен составлять 20% от суточной
энергетической ценности. Следовательно, очень важно поддерживать правильный
режим, т.е. домашнее питание должно дополнять рацион детского сада. Поэтому в
группах вывешивается меню на день, и ребенку вечером нужно давать продукты,
которые он не получал днем.
Некоторые родители хотят побаловать ребенка в выходные и особенно в
праздничные дни, закармливают его сладостями и деликатесами, что вызывает иногда
расстройства.
В раннем возрасте закладывается фундамент здоровья в будущем, формируются
типологические особенности обмена веществ, происходит становление пищевого
стереотипа. В дошкольном возрасте продолжаются интенсивные процессы роста и
развития ребенка, совершенствуется деятельность различных органов, прежде всего
пищеварения.
Ребенок вырастает на 8-10 см в год, а к 6 - 7 годам масса его тела приблизительно
вдвое превышает массу годовалого ребенка. Дети много бегают, прыгают, что
сопровождается большими затратами энергии. Такое интенсивное развитие требует
большого поступления пластического материала, в первую очередь, белков, витаминов,
минеральных веществ, а также богатых энергоносителями жиров и углеводов.
Белок, содержащийся в молоке, мясе, рыбе, твороге, яйцах, бобовых растениях,
злаках, картофеле, капусте и т.д., служит строительным материалом и участвует в росте
детей, он способствует выработке иммунитета к различным заболеваниям.
Жиры, поступая с пищей в организм, являются источником тепловой энергии.
Кроме того, жировые отложения вокруг органов способствуют, как бы, механической
защите их от сотрясения и травм. Жиры содержатся в молоке, сливочном масле и других
молочных продуктах, мясе, рыбе, рыбьем жире, в ряде растений (подсолнечнике, орехах
и т.п.)
Углеводы являются основным материалом для выработки тепловой энергии:
потребность в них особенно вырастает при физической деятельности. Углеводы
содержатся в сахаре, хлебе, крупах, овощах.
Правильно организованное питание, обеспечивающее организм всеми необходимыми
веществами, (белками, жирами, витаминами и минеральными веществами, энергией)
является необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного
возраста.
В то же время, правильно организованное питание способствует повышению
устойчивости организма к действию инфекций и других неблагоприятных внешних
факторов.
Основными принципами организации рационального питания детей
является: обеспечение достаточного поступления всех пищевых веществ, необходимых
для нормального роста и развития детей, соблюдение определенного режима питания, а
также выполнение установленных правил технологии приготовления блюд,
обеспечивающих максимальное сохранение пищевой ценности продуктов, а также
максимальное разнообразие рациона.
Промежутки между приемами пищи должны составлять 3,5-4 часа – это время, в
течение которого обычно завершается процесс пищеварения. В питании детей должна
использоваться только свежеприготовленная пища. Запрещено смешивать ее с остатками
блюд, изготовленных, а тем более накануне.
В целях сохранения пищевой ценности продуктов, блюда надо готовить
непосредственно перед их употреблением.
Ежедневно необходимо использовать всю суточную норму молока, сливочного
масла, сахара, хлеба, мяса. В то же время, рыбу, яйца, сыр, творог, сметану можно давать
через 2-3 дня, суммируя их количество за прошедшие дни.
При составлении меню следует, в первую очередь, позаботиться о достаточном
содержании в нем белкового компонента - главного строительного материала для
растущего детского организма. Жировой компонент меню должен состоять в основном
из жиров животного происхождения, лучше всего в виде сливочного масла, сметаны.
Животные жиры (говяжий, бараний, свиной) детям лучше не давать: они ими плохо
перевариваются и усваиваются.
Важный элемент рационального питания - это распределение объема дневной
потребности в пище между отдельными приемами.
Так, завтрак детей должен обеспечивать 25%, обед - 35-40%, полдник - 15%,у жин 20-25% от суточной потребности в пищевых веществах и энергии.
На завтрак, как и на ужин, детям дают различные молочные каши, желательно с
овощами или фруктами, овощные блюда, запеканки и котлеты из круп или овощей,
блюда из творога, отварную рыбу, яичные блюда, бутерброд с сыром. 1-2 раза в неделю
дети могут получать сосиски или сардельки, вымоченную сельдь. Из напитков на завтрак
обычно дают какао, злаковый кофейный напиток, чай с молоком, молоко; на ужин –
молоко, кефир, йогурт, чай с молоком, чай с лимоном.
Порционно для нашей страны, обед включает: закуску, первое, второе и третье
блюдо. В нашем детском саду - это, в осеннее - зимний период - отварные овощи: в
весеннее - летний период - свежие овощи.
Ассортимент первых блюд в ДОУ весьма широк и включать: лапша - домашняя,
щи со свежей капустой и сметаной, борщ с фасолью, разные виды супов, супы
вегетарианские.
Однако, в соответствии с современными принципами рационального питания, супы на
мясных бульонах целесообразно включать в рацион не чаще 2-3 раз в неделю, а в другие
дни использовать вегетарианские и молочные супы.
Вторые блюда могут быть из мяса или рыбы в виде котлет, биточков, гуляше,
тушеном виде и прочее.
Гарнир можно приготовить из картофеля, овощей, а также из круп и макаронных
изделий. Мясо лучше усваивается с овощами. Если суп с крупой, то на второе блюдо овощи. Овощи желательно вводить в рацион ежедневно в виде салатов. Овощные салаты,
заправленные растительным маслом, даются в небольших количествах. (До 3х лет – 1-2
ст. ложки, дошкольникам 2-4 ст. ложки).
В качестве третьего блюда на обед рекомендуется: компот, кисель из свежих или
сухих фруктов, плодоовощные соки.
Полдник обычно состоит из двух блюд – молочного продукта и выпечки или
кондитерских изделий (печенье, сухари, вафли).
Желательно включать на полдник различные свежие фрукты или ягоды.
При правильно составленном меню с овощами, фруктами, молочными продуктами,
яйцами, мясом, рыбой, ребенок получает в достаточном количестве Б, Ж, У, К.
Б -Ж-У - К
От 1 до 3 лет – 53 – 53 – 212 – 1533
От 4 до 6 лет – 68 – 68 – 272 – 1811
1:1:4
Вкусовые ощущения и привычки зарождаются у человека в раннем возрасте. От
того, насколько он привыкнет к той или иной пище, будет в дальнейшем зависеть
характер его питания. Это важно знать родителям.
Дают детям жевательную резинку вместо лакомства или для развлечения, таким
образом, это может привести к выделению желудочного сока, повреждению слизистой
кислым желудочным соком, а отсюда - прямой путь к эрозии, язве желудка. А также
избыток сахара и кондитерских изделий – это всегда лишние калории, они повышают
риск развития нарушений жирового и углеводного обмена.
Итак, рациональное питание – это соответствие количества и качества пищи
потребности организма.
1. Достаточность – т.е. полное покрытие потребности детского организма в основных
пищевых веществах и энергии.
2. Сбалансированность – т.е. все пищевые вещества рациона находятся в
определенном соотношении друг с другом.
3. Максимальное разнообразие рациона.
4. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд,
обеспечивающая сохранность исходной пищевой ценности.
5. Четырехразовое питание – режим питания должен соблюдаться.
6. Учет индивидуальных особенностей (в том числе непереносимость отдельных
продуктов и блюд).
Правила питания
1. Не ешьте на ночь!
2. Научитесь кушать медленно.
3. Не пейте воду во время еды.
4. Сократите употребление соли.
5. Употребляйте больше фруктов и овощей.
6. Пейте кисломолочные продукты, они способны затормозить преждевременное
увядание организма.